По просьбе подписчиков рассмотрим одно из семи писем к церквям книги «Откровение» Иоанна, направленное в адрес Православной Церкви. Вообще-то оно написано Ангелу как бы Ефесской церкви, но в действительности адресовано Православию, в Москву, в наше время. Читаем начальные строки письма: (Откр.2.1) «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников…».

Из первой главы книги нам известно, что «Держащий» и «Ходящий» подобен Сыну Человеческому, то есть Христу, и что семь звёзд в Его деснице суть Ангелы семи церквей, к которым написаны письма, а семь светильников – суть семь церквей. Светильники отличаются друг от друга только местом нахождения относительно Христа, и каждый из них представляет суть той или иной церкви. Смещение светильника с его места означает изменение сути церкви.

Почему на это нужно обратить наше внимание? Потому что упоминание подобного Сыну Человеческому посреди семи золотых светильников именно в этом письме неслучайно. Читаем вердикт, вынесенный Спасителем Ангелу Православной Церкви: (Откр.2.5) «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься».

Нет, не покается. И не надо питать иллюзий. Хотя это в данной ситуации и не важно, потому что светильник Церкви в любом случае неизбежно будет сдвинут с его места. Что это значит? Думаю, что ничего страшного. Просто Церковь поменяет суть: изменится риторика, авторитеты, идеалы, символы, приоритеты, догмы и концепции. Она медленно и верно начнёт меняться и, по сути, соединится в будущем с Филадельфийской, о которой мы уже писали в статье: «Три письма о неизбежности».

В ней, в статье, кстати, проанализировано и письмо к иудеям, направленное как бы в Смирну. Есть на нашем канале публикация на счёт католиков и католицизма: «Это ведь о США: «Вот, Я повергаю её на одр и любодействующих с нею в великую скорбь», о письме как бы в Фиатиру, но на самом деле в Рим, в Ватикан. А также большая аналитическая статья о причинах именно такой последовательности адресации писем: «Москва-Мекка. Рим-Лхаса. Кто наложил крест на евроазиатский континент?»

Но вернёмся к письму Православной Церкви. Читаем продолжение письма: (Откр.2.2-4) «… знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». 

«Ты не можешь сносить развратных» и шестой стих письма: «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» об одном и том же. Николаиты от Николая Антиохийца, обращённого из язычников и служившего в иерусалимской общине раздатчиком пищи. Он был назначен на это служение апостолами, но, видимо, заскучал и начал от имени церкви, от имени христиан, проповедовать свободу в половых отношениях, благословлял разврат.

В отличии от Католической Церкви, которая в этом вопросе тоже проявляет толерантность, и бывало в своей истории нет-нет да и отличалась каким-нибудь скандалом на почве безнравственности, Православие, действительно категорически нетерпимо к блуду и прелюбодеям.

Фраза «испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы» обязывает нас вспомнить, что двенадцать Апостолов, по числу колен израилевых, выбрал и таковыми назвал Сам Иисус Христос. Позднее, вместо Иуды, жребием из двух кандидатов был выбран достойный апостольского звания — Матфий. Остальные, называющие себя апостолами, а согласно письма были и такие, Ангельского испытания на апостольство не прошли и оказались лжецами.

Далее вопрос: к кому же оставил первую любовь свою Ангел-покровитель Православной Церкви? Разумеется, к тому, к кому эту первую любовь свою испытывал, к Иисусу Христу. Первой любовью христиан, после Бога, изначально был, и должен бы во веки веков оставаться Иисус Христос. К сожалению, и это общая беда христиан, не только православных, христиане увлеклись, учениями Апостолов и называющих себя апостолами, и отцов Церкви в ущерб учениям и наставлениям Христа, что Он и пытался предотвратить, говоря: «Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос».

Вот и всё. С чего начали, тем и закончим: (Откр.2.5) «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься», — настаивает и предупреждает Сын Человеческий Православную Церковь.

Бурыкин Андрей