Тема явления знамения Сына Человеческого на  небе и, так называемого, Его второго  предшествия (пришествия) с каждым днём становиться всё актуальнее, поскольку человечество приблизилось к этому событию почти на две тысячи лет. Почти на две тысячи лет приблизилось и Царство Небесное. И хотя мы и не слышим подобного Крестителю, говорящего в пустыне, напряжение в умах неравнодушных людей, вызванное ощущением надвигающейся опасности, на фоне повсеместных природных и техногенных катастроф, локальных войн, террористических актов и деморализации общества, нарастает. Этому способствует и крайне ошибочное, устоявшееся мнение, что с явлением Сына Человеческого на небе пройдут Суды и наступит конец света. Это неправда.

Правда в том, что мы действительно вступили в полосу глобальных потрясений и происходящее уже сейчас во многом напоминает былые вехи, которые пришлось пройти и пережить человечеству на протяжении последних  двух тысячелетий. Были и голод, и моры, и землетрясения, и мерзость запустения. Являлись и лжепророки, и лжехристы, и чудотворцы. И восставал народ на народ, и царства на царства, и предавались мучениям, и убиваемы были, несущие правду с именем Бога на устах. Словом, уже не единожды исполнялись пророчества  Иисуса, сказанные Им в беседе с учениками на Елеонской горе в качестве признаков, предваряющих кульминацию пришествия Сына Человеческого, в коем, имея ввиду авторитетность подобного заявления, не стоит сомневаться ни на минуту. Но самого пришествия, как явления Сына Человеческого, грядущего на облаках, так и не случалось. Понимание этого, приводит к мысли о том, что такое явление состоится теперь, на рубеже перехода человечества в новое тысячелетие, а это значит, что все приметы пришествия уже коснулись и еще коснуться нас, живущих.

Прежде чем мы рассмотрим аргументы в пользу такой убежденности, хочу несколько слов сказать о том, какое широкое толкование имеет само слово «пришествие«. Ведь в современном языке оно истолковывается довольно ограниченно просто — приход, появление. Однако, при более внимательном рассмотрении открывается его истинное глубокое содержание. Судите сами.

Слово «пришествие» образовано соединением приставки «при» со словом «шествие», которое означает ничто иное, как «торжественное прохождение, процессия«.  «Процессия» это «торжественное многолюдное шествие«. В свою очередь слово «торжественный» в нашем случае истолковывается как «сопровождающийся торжеством, важный, священный«. Исключив однозначные слова, получаем дословное значение слова «шествие» — «сопровождающееся торжеством священное прохождение«.  Приставка «при» дополняет слово «шествие» следующим смысловым содержанием: «доведение действия до конечной цели, сближение, полнота, исчерпанность действия«.

Таким образом, слово «пришествие» может применяться не только для обозначения важного завершенного действия, как многих людей, так и одного человека, но и всего процесса такого действия, имеющего конечную цель. Следует заметить, что слово «пришествие» лишь единожды, в Пятой книге Моисеева, применялось в установленном нами контексте. Подводя итоги великого, сорокадвухлетнего переселения сынов Израилевых из земли Египетской в Палестину, которое по форме конечно же было многолюдным прохождением — сотни тысяч человек с шатрами, скарбом, утварью и домашним скотом двинулись в неизвестный путь, а по содержанию — вероутверждающим, очистительным, покаянным, что и определяло его торжественность и священство, Моисей сказал:  (Втор.1,30) «Господь, Бог наш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими, и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили, до пришествия вашего на сие место. Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему«.

В этом случае Божий замысел по отношению к переселенцам состоял не столько в обретении ими долгожданной земли как таковой, сколько прежде всего и раньше всего — в обретении веры. Должно было раньше состояться пришествие веры. Ведь именно ее, веры, им и не хватило для того, чтобы овладеть землей сразу. Смею напомнить, что нерешительность, безверие переселенцев в конце второго года шествия,  привели к тому, что им было отказано в немедленном поселении на обещанной их отцам земле, до которой оставалось, как говориться, рукой подать. (Чис.14,30) «Не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, … Детей ваших … Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели; а ваши трупы падут в пустыне сей. А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне«.

Этот вывод приводит нас к пониманию того, что содержательная часть значения слова «пришествие» уже в этом случае имеет решающую роль. Пришествие, в процессе которого решалась задача усвоения сынами Израилевыми заповедей и законов, обретения  веры, вживления в плоть и кровь богосознания, в итоге, спустя сорок лет, всё-таки состоялось. Наградой за результат решения этой задачи стала новая земля, а платой за невежество — бесславная гибель целого поколения.

Второй раз слово «пришествие» встречается в Библии при изложении пророчеств Малахии, который примерно за четыреста лет до наступления эпохального события благовествовал: (Мал.3,1) «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?«

Выражение «вот, Он идет» создает напряжение ожидания внезапного прихода Ангела завета — Иисуса Христа. Но акцент пророк делает на словосочетание «день пришествия», подчеркивая в нем слово «день», имеющего, как оказалось, исключительную историческую значимость, так как именно день пришествия Христа стал тождественен пришествию целого народа на обетованную землю.

Почему так? Да потому, что в «день пришествия» Христа, надо полагать, начавшегося с момента исполнения Им Его миссии, со дня начала проповедования Им, а затем и Его последователями Нового Завета, решалась такая же задача, что и во времена великого переселения детей Авраама — обретения людьми знаний и веры, с той лишь разницей, что тогда такое обретение происходило в мытарствах по пустыне, а теперь благая весть, знания и вера сами приходили к ним в дом, сначала при посредничестве Иисуса и Апостолов, а затем уже и их учеников. Тогда это было многолюдное, священное шествие к вере, теперь же — священное шествие веры среди многих людей.  (Ис.9,2; Мат.4,16) «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет«.

Замечу, что «день пришествия» Христа, как это не парадоксально звучит, согласно пророчеств Ездры продолжался четыреста лет. (3Езд.7,27) «И всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол, сам увидит чудеса Мои. Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание«.

Но вернемся к пророчеству Малахии. Фраза «вот, Он идет«, то есть предшествует, сближается, услышанная от Бога за четыре века до явления Христа народу, подтверждая приближение не единожды предсказанного события, наделяет слово «пришествие» новым содержанием. Слово приобретает еще и духовный смысл.

Такое же, духовное значение имеет слово «пришествие» при изложении следующего библейского эпизода. (Мат.24,1) «И вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?«

Однако в отличие от ранее упомянутого, в этом случае слово «пришествие» обретает еще и прикладное значение, поскольку предполагает, так сказать материализацию, проявление «небесного» шествия Христа посредством зримых, узнаваемых примет на земле, среди людей, о которых, благодаря Своему пророческому дару, Он сказал достаточно много. И поскольку на «второе», воплощенное, от слова «плоть», пришествие Иисуса нам рассчитывать не приходиться, то речь может идти только о нашем встречном движении. А это, в свою очередь, значит, что теперь нам, нынешним, к сожалению, во многом повторяя великое переселение потомков Авраама, предстоит совершить многолетнее, священное, многолюдное пришествие к вере и Христу, без которого означенное знамение Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных никогда не состоится.

В подтверждение сделанного вывода хочу напомнить то, что сказал на этот счет Сам Иисус: (Мат.23,38) «Се, оставляется вам, дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядый во имя Господне!» Это какой же верой должны быть наполнены сердца?, каким просветленным сознанием головы?, чтобы мы — люди смогли воззвать ко Христу? Человеческое общество находится сейчас в такой мгле, что трудно себе представить какими должны быть события, чтобы они привели нас к всеобщему прозрению?

У нас не должно быть никаких сомнений в том, что без пришествия веры дальнейшее развитие человеческого общества, которое сейчас находиться в тупике, не возможно. В этом есть историческая необходимость, а значит неизбежность. И понимание этого есть составляющая веры.

В завершение размышлений над значением слова «пришествие», хочу  обратить ваше внимание на следующее. В письме к Галатам  апостол Павел пишет: (Гал.3,23) «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя…» Любопытнейшее обстоятельство: пришествие веры, открытие её в каждом из нас невозможно без властвования в нас Закона. Закон прежде всего и раньше всего. В ком нет Закона, в том не может быть и веры и потому прежде должно состояться пришествие Закона.

В истории человечества обретение веры имело важнейшее значение. В разные времена она была разной, но всегда, качественно изменясь, отражала уровень эволюции сознания человека и в прямую зависела от полученных человеком знаний. С изложения знаний и представлений об окружающем человеке мире начинаются и библейские повествования. Мы с улыбкой и недоумением читаем некоторые строки, соизмеряя их содержание с последними открытиями ученых. Но в тоже время, проявляя неподдельный интерес к книге, первые страницы которой были написаны более четырёх с половиной тысяч лет назад, сами свидетельствуем в пользу того, что глубина опосредованной духовной мысли, заложенной в ее строках, будет еще очень долго восхищать пытливую часть человечества. По-видимому, именно она, развивая в нынешнем пришествии мозги, а не мышцы, унаследует Землю и, очищая ее от наших заблуждений и останков, устроит такой миропорядок при котором всем будет жить комфортно.

Бурыкин Андрей.