«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Вопрос фарисеев в наши дни можно назвать скорее странным, чем искушающим. Не задумываясь, многие теперь скажут: не только по любой причине, но и без причины: хочу и развожусь. Однако Иисус Христос отвечал: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепиться к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

  Надо понимать, что тогда не было такой ныне привычной легкости, безрассудности и беспечности в отношениях между женщинами и мужчинами. Вступление в брак, а значит и в половые отношения, ведь именно такая связь называлась словами «прилепиться», «одна плоть» и «Бог сочетал», было делом серьёзным, крайне ответственным и даже священным. Случайностей в таких отношениях не должно было быть. К браку готовились задолго, но если половые отношения между женщиной и мужчиной всё-таки спонтанно возникали, то они автоматически становились мужем и женой и обязаны были жить вместе одной плотью, четой, ибо закон СОЧЕТАНИЯ состоялся. Женщина навсегда становилась женою мужа, ибо развестись с фактом единственно возможного сочетания нельзя. Брак не договор о сожительстве, а факт плотского соединения – одно есть. Кроме того, женщина, если её бросал мужчина, становилась практически изгоем, так как всё имущество и даже дети принадлежали мужчине: он был главой и господином семьи: на нём лежала ответственность за всех её членов. Одинокую и прежде замужнюю женщину ожидала незавидная обесчещенная участь, ибо она уже не считалась чистой.

  Поэтому на последовавшую реплику фарисеев: «как же Моисей заповедовал давать разводное письмо и разводиться с нею?», Иисус Христос сказал: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с жёнами вашими; а с начала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и жениться на другой, тот прелюбодействует и подает жене повод прелюбодействовать; и кто жениться на разведенной, тот прелюбодействует».

  По учению Христа выходит, что жениться нужно только на ранее незамужней женщине – девственнице, чтобы в иных случаях не потворствовать прелюбодейству со стороны женщины и самому не прелюбодействовать; или, что не противоречило законам иудеев и милосердию, на вдове ближнего своего, то есть женщине, оставшейся без мужа не по своей вине. Разводиться с женою можно только в случае её прелюбодейства, то есть измены или блуда, нечистоты. Других причин для развода нет и быть не может.

  Говорят Ему ученики Его: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Он же сказал им: «Не все вмещают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».

  Понятно, что скопцы с рождения в брак вступить не могут, как в прочем и те, что были оскоплены людьми. Но как можно быть скопцом будучи не оскоплённым? А очень просто: воздерживайтесь, — говорит Христос. Плотское воздержание – одно из условий вхождения в Царство Небесное. Вы не можете развестись с женой, ибо сочетались; вы имеете обязанность сохранять с ней брак во все дни ваши, но вы можете воздерживаться от половых отношений с ней, не нарушая ваших обязанностей или долга перед ней. Станьте для неё скопцом, но оставайтесь мужем – главой семьи.

  Так что же на всю последующую жизнь оставаться скопцом? Да, — это лучшее для человека из решений. Но на практике, не нарушая заповеди о том, что с женой развестись нельзя, кроме вины прелюбодеяния, – женились на другой.

  Бурыкин Андрей.