1. Христос просил апостолов научить все народы соблюдать всё, что повелел соблюдать им самим, прежде относительно Себя сказав: (Мф. 5, 17) «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»? И ещё говорил: (Мф. 11, 28) «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». 

  2. В сущности, Он предлагал каждому из нас взвалить на себя благое иго исполнения наипервейшей заповеди закона любви, отвечая на вопрос о которой, напомнил: (Мф. 22, 37) «Господь Бог наш есть Господь единый. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Втор. 6, 6) «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих», — читаем мы строки Писания, следующие за цитируемым Иисусом законом.

  3. Да и каким другим может быть отношение к Отцу небесному, кроме любви, если оно неизбежно возникает у всякого, кто следует Его завету: (Исх. 20, 2) «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, … творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (всуе), ибо Господь не оставит без наказания того. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих».

   4. Говоря об Отце, Иисус учил: (Ин. 4, 21) «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». И Моисей говорил: Господь, Бог духов всякой плоти.  Место поклонения Богу и Отцу не имеет особого значения. Главное, чтобы само поклонение происходило в духе, было духовным, а не физическим, формальным; не поклонением плоти, совершающей обряд, а смиренным, проникновенным поклонением духа человека, тем, что роднит нас с Отцом, ибо и Он есть Дух. Наше единение с Ним при восшествии в Царствие Его и на земле, как на небе, может быть только в духе, который Он создаёт в каждом из нас совершенным.

   5. Поклонение Богу и Отцу должно быть в истине, взаправдашним, искренним, сокровенным, таким, как если бы вы знали Его лично и видели Его перед собой воочию всякий раз, когда душа ваша захочет обращения к Нему. Он ваш Отец. Моисей сетовал: (Втор. 32, 6) «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмышлёный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя»? Давид писал: (Пс.138) «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было».

   6. Потому и учил Христос: (Мф. 6, 5) «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». «Не говорите лишнего, как язычники, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Общение с Отцом может быть только уединённым, интимным, в любое время дня и ночи, в любой день, а не только в субботы, для чего вовсе нет необходимости жить отшельниками. В субботы, кстати, в день Бога твоего, можно и нужно, как и в любой день, делать добрые дела. «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет её и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро», — говорил Он.

   jesusmoneychangers17. И ещё учил: (Мф. 6, 24) «Никто не может служить двум господам, ибо одного он будет любить, а другого ненавидеть, или одному будет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и Мамоне». Мамоном, символом стяжательства и наживы, тогда называли сирийское божество богатства. Ещё Исаия писал: (5, 7) «И ждал Бог правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль. Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. И цитра и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут». Так и было.

   8. Гордым человека делает корыстолюбие: стяжение власти и богатства. Может ли он в духе и истине поклоняться Богу, если все помышления его устремлены к достижению превосходства, его удержанию и упоению собственной значимостью над другими людьми? (Мф. 19, 21) «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», — предложил богатому юноше Иисус и, заметив его печаль, добавил: «Истинно говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». «Погибели предшествует гордыня, и падению – надменность. Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь», — писал царь Соломон.

     9. Христос напоминал и другие статьи закона. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай». Совершать безнравственное преднамеренное убийство непростительно. Недопустим весь процесс и все способы убиения человека: от вынашивания намерения до его реализации, и все физические и психические  методы его умерщвления. Тем более мерзость перед Богом убиение чернением человеческой души, потому и сказал Христос: (Лук. 17, 1) «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих». «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне».

    10. «Не прелюбодействуй». Люби, но не оскверняй себя имитацией любви. Запрещёны половые отношения, исключающие деторождение, всякий блуд не состоящих в браке людей, и всякое кровосмешение, всякое лесбиянство, муже —  и скотоложство. «Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Нельзя брать ничего чужого без разрешения его владельца, как нельзя красть и удерживать в неволе человека. Нельзя лгать и ложно свидетельствовать против кого бы то ни было, против правды,  ибо Бог свидетель любого сердца. «Не желай дома ближнего твоего, и не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». Иначе говоря, не завидуй, ибо зависть есть семя зла. «Вот что ненавидит Господь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями», — утверждал Соломон.

Продолжение.