Александр Невский: — «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовём». Имя Господа Бога нашего – ЗАКОН.

Сразу хочу заметить, что обряд крещения, то есть то, что с древних времён у иудеев называлось омовением, а именно погружение в воду, обливание или окропление водой, Иисус Христос не учреждал, совершать не повелевал и в роли крестителя не участвовал. Апостол Иоанн свидетельствует: 4.1 – «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, — то оставил Иудею и пошёл опять в Галилею».

Должно быть понятным, что слово «крещение» тогда никто из участников тех событий не произносил. Оно появилось в наших переводах греческих текстов гораздо позднее, стало универсальным, хотя на самом деле имеет разное значение. Так вот Иоанн Креститель и ученики Христа, по примеру Иоанна, принимали участие в вышеупомянутой церемонии, называемой на греческом baptisma. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Матф.3.5 — Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Исповедь, это значит признание своих грехов. Покаяние, это исправление, это процесс. Покаяться, значит исправиться, стать свободным от дальнейшего делания грехов. Покаявшийся больше не грешит, не может, не способен, потому что исправился. «Я крещу вас в воде в покаяние», — говорил Иоанн, надеясь на фактическое исправление людей. «Сотворите же достойный плод покаяния», — взывал Он, и это, покаялся человек или не покаялся, исправился или не исправился, оставалось на совести каждого, входившего в воды Иордана.

Спрашивается, что раньше и что важнее: покаяние или омовение водой? Конечно, покаяние. Для человека, было и есть, важнее то, что он обнаруживает в себе изъяны несовершенства, прикладывает усилия для избавления от них, для исправления и исправляется. Вода же, в случае если человек испытывает желание погрузиться в неё или быть облитым ею после покаяния, становиться символом обновления, очищения, освобождения от прошлого. Не водная среда делает совесть человека чистой, а покаяние. Омовение лишь граница, рубеж, знак прощания с прошлым. Без покаяния крещение становиться душем, смыванием с тела пыли и грязи. Без покаяния крещения не бывает, оно бесполезно, ибо формально и лживо. Иногда на покаяние у человека может уйти вся жизнь.

Почему Иисус Христос со словами — «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», крестился у Иоанна? Потому что пред лицом Бога и Иоанна был чист, и это была правда. Почему Сам никого не крестил? Потому что не мог поступать не по правде, не мог крестить не покаявшихся, а это Он мог видеть, в силу Своих способностей, в человеке. Не хотел, в этом случае, быть формалистом. Важно, что Он вообще ничего не делал формально.

Совсем иное значение приобретает слово «крещение» в сюжете, когда Иисус Христос отвечает братьям Зеведеевым на просьбу сесть с Ним рядом в Царстве Небесном. Марк 10.38 — «Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Подобный контекст слышится и в других словах Христа, о которых свидетельствует Лука: (12.50) «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» О чём Он, если уже принял традиционное еврейское крещение/омовение, и водное Иоанново крещение, и тотчас сошедшее на Него крещение Святым Духом?

Нам не известно какой синоним слову «крещение» произносил тогда Иисус и какой синоним записали авторы Евангелия, но известно, что Его ожидали испытания: страдания, издевательства, глумление, предательство, мученичество и смертное распятие. Ему, безвинному, предстояло испытать на Себе адовы муки, изведать проявление на Себе самых низменных человеческих качеств, погрузиться в атмосферу ненависти, мщения, сведения счётов, абсолютного зла и несовершенства. Это было крещение муками и угнетением, но и в этой ситуации, Он нашёл в Себе силы просить за попирающих Его, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Ещё одно значение слова «крещение» встречается нам в Евангелии, когда после Своего воскресения, на горе в Галилее, Иисус Христос, как свидетельствует Матфей, сказал апостолам: (28.19) — «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Дух, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». Что значит «крестя», каким должно быть такое действие? Ответ находим уже в деяниях апостолов. Как они поняли Христа, так и поступали. Читаем: (Деян.2.38) «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов … Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч».

Вот как, три тысячи крещёных-посвящённых без воды для прощения грехов. Под таким крещением тогда понималось посвящение новообращённых в веру с одной стороны и сознательное принятие такой веры и присоединение к церкви христиан – с другой. Оно могло, в нарушение традиционного иудейского обряда погружения или обливания новообращённых водой, проходить без должного омовения. Почему так? Потому что важнейшим в требовании Христа были слова – «Научите все народы соблюдать всё, что Я повелел вам». Научающиеся, а тем более научившиеся соблюдать повеления Иисуса Христа автоматически принимают и крещение во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Позднее, а тем более сейчас, крещение-посвящение новообращённых в веру, в том числе в иудаизме, стало происходить исключительно посредством трехкратного погружения в воду. В связи с тем, что крещению-посвящению, как правило, подвергают новорождённых, то наказ Христа, прежде научить исполнять Его повеления, не выполняется. Крещение же в покаяние, вообще невозможно, поскольку креститься теперь разрешают только один раз, а это, имея ввиду приближающийся недалёкий день суда, было бы крайне важно, ибо написано — «отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе».

Крещение страданиями можно принять и добровольно, как это в древности делали монахи-аскеты, но вряд ли только ношение вериг или самоистязания сделают человека совершенным, чего от нас хотел Христос. А вот крещение Святым Духом, то есть сошествие Святого Духа на человека, происходит исключительно по воле Бога и для самого человека есть свидетельство того, что он рождён свыше – от воды и Духа. От воды и Духа будут рождаться все, кто по воле Бога войдёт с Ним в Новый Завет, ибо написано: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже … все сами будут знать Меня, от малого до большого, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомню более». Для них, новозаветных, людей достойных Царства Божьего и на земле, как на небе, обряд крещения не будет иметь никакого значения. 

Всякий обманывает и обманывается, считая, что рождение свыше, о котором Иисус Христос говорил священнику Никодиму, то есть «от воды и Духа», и есть крещение-посвящение, полагая, что раз крещение проводится погружением или обливанием водою, то это рождение «от воды», а коль таинство, то Святой Дух безусловно сходит на крестимого, а значит происходит рождение «от Духа». Это не так. Рождение свыше свыше и принимается, и это именно рождение, устраиваемое Святым Духом Отца Небесного, то есть «от Духа», и «от воды», потому что без околоплодной воды не обходится не одно рождение человека. Всякий рождённый «от воды и Духа», то есть свыше, слышит Дух, потому что «рождённое от Духа – есть дух», — сказал Христос.

Бурыкин Андрей.